Имре Кертес “Без судьбы” (Sorstalansag)
Именно благодаря этой книге венгр Имре Кертес (Imre Kertesz) получил в 2002 году Нобелевскую премию и приобрел мировую известность. В Венгрии этот роман включен в обязательную школьную программу.
“Без судьбы” – роман во многом автобиографический и, как практически всё творчество писателя, посвящен попытке ответа на один вопрос: как жить после Освенцима и Бухенвальда? Как вообще может существовать мир после этих кошмаров?..
В другом известном романе Кертеса, “Кадиш по нерожденному ребенку”, главный герой, прошедший Освенцим, отказывается иметь детей – единственной реальностью для прошедшего ад является смерть, и в ней нет места продолжению жизни…
Герой романа “Без судьбы”, пятнадцатилетний мальчик из благополучной еврейской семьи, оказывается в гитлеровском концлагере. Сначала он ходил в гимназию с желтой звездой на груди, потом оказался в Освенциме, затем его перевели в Бухенвальд. Но он выжил, дожил до освобождения узников советскими войсками и вернулся домой, в Будапешт.
Самое страшное в этой целиком и полностью правдивой книге – то, что ее главный герой страха не испытывает вовсе. Ребенок, живя в концлагере, не вполне осознает трагизм происходящего – он еще не дорос до морального негодования или протеста. Герой возражает против слова “ужас”, когда рассказывает о концлагере тем, кто его об этом расспрашивает. “И вообще, добавил я, не заметил, чтобы там были какие-то ужасы, – и тут уже очень удивились, я заметил, они.
Как это понимать, хотелось им знать, что значит «не заметил»?” И тогда герой рассказывает им о бесконечном ожидании смерти, об усилии прожить еще хоть какое-то время, о необходимости сделать шаг; рассказывает об очереди на врачебный осмотр вновь прибывших в Освенцим заключенных, медленный путь к точке, “где решается: сразу ли газ, или пока что есть еще шансы”… Вот именно эти “шаги”, из которых складывается жизнь и судьба (или отсутствие последней), пытается обрисовать Кертис в своем романе. Даже в адском пекле, утверждает нобелевский лауреат, люди сохраняли человеческие черты – любили и ненавидели, радовались и даже смеялись. А главное – думали и рассуждали.
А снятый по роману “Без судьбы” одноименный фильм (режиссером выступил Лайош Колтаи (Lajos Koltai), в качестве оператора работавший почти над всеми фильмами знаменитого Иштвана Сабо (Istvan Szabo)) стал одним из хитов Берлинале-2005. Это (как и Нобелевская премия Кертеса) говорит о том, что человечество еще не разучилось помнить – пусть даже страшные страницы своей истории. А ведь именно память позволяет не лишиться судьбы, пусть ужасной, но зато – своей собственной.
Резюме: Одна из тех книг, о которых трудно говорить. Еще труднее их читать, ведь они не оставляют никого таким, как прежде. Но в нашем страшном мире такие книги необходимы, как воздух…
Без судьбы
Отношения автора и кинорежиссера, собирающегося снять по его книге фильм, далеко не всегда являются простыми и безоблачными, особенно если автор - нобелевский лауреат, а кинорежиссер - профессионал в своей области.
В этом смысле фильм "Без судьбы" ("Fateless") - счастливое исключение: автор и режиссер обошлись без конфликтов. Кинолента, рассказывающая о "путешествии" 14-летнего венгерского еврея по нацистским лагерям, вышла на прошлой неделе в Нью-Йорке, а 27 января появится в Лос Анджелесе.
Автор романа - Имре Кертеш (Imre Kertesz), лауреат Нобелевской премии по литературе за 2002 год. Свой роман, основанный на опыте существования в Освенциме и Бухенвальде, он опубликовал в 1975 году.
Для режиссера Лайоша Колтаи (Lajos Koltai) "Бессмертный" не первая работа в этом жанре. В его "послужном списке" 62 фильма, один из которых - увенчанный Оскаром "Мефистофель", поставленный совместно с Иштваном Жабо (Istvan Szabo). Увлекшись романом Кертеша, режиссер "начал видеть образы" и тут же позвонил автору (это было за два года до получения им Нобелевской премии) с предложением сотрудничества. Тот написал сценарий и время от времени наведывался на съемочную площадку. Увидев фильм, он сказал: "Я был просто потрясен. Я смотрел его так, будто видел все это впервые. И вот ведь какой парадокс - несмотря на содержание фильма, он вышел очень красивым".
Чтобы показать масштаб лагерей, Колтаи не использовал во время съемок ни компьютерной графики, ни архивных снимков. Он построил модель лагеря почти в полную величину возле Будапешта. Гюри Ковес, 14-летний герой картины, пытается воспринимать лагерные ужасы как нормальное будничное существование, как способ пережить суровое испытание.И нескольких тысяч кандидатов Колтаи выбрал на эту роль 13-летнего Марцеля Наги. Музыку к фильму написал итальянский композитор Энио Морриконе.
________________________________________
источник
Отредактировано Balula (2007-04-23 13:07:07)